Христианское отношение к животным: каким оно должно быть?

Во-первых, как верующим людям, при рассмотрении любого вопроса нам необходимо обращаться к основному источнику Божественного Откровения – Священному Писанию. Как известно, животные были сотворены ранее, чем человек (см. Быт. 1:20–25). Соответственно, они населяли рай вместе с человеком, который и дал имена всем животным, сотворённым до него (см. Быт. 2:19–20). Но самое главное, что тление, болезненность, старение и смерть появились гораздо позже, как естественное следствие грехопадения человека. А это означает, что животные также являлись нетленными, пока грехопадение Адама не наложило неизгладимую печать тления на весь животный мир.

Все попытки объяснить присутствие животных в раю тем, что они якобы должны были помогать человеку в быту – безосновательны. В раю царило совершенство и абсолютная гармония, поэтому Адам и Ева ни в чём не нуждались: ни во вспахивании земли, ни в охране жилища, ни в истреблении мышей. А как продукт, разрешённый пищу, мясо начало фигурировать намного позже – после вселенского потопа. И мы с вами должны помнить, что произошло это исключительно по снисхождению к человеческой немощи, и ни в коем случае не как Божье предписание или повеление, а лишь как констатация Богом неизбежного факта, связанного с поврежденностью человеческой природы (см. Быт. 9:3).

При этом важно отметить, что вкушение мяса было теснейшим образом связано с принесением животных в жертву. Свт. Иоанн Златоуст в 27-й беседе своего «Толкования на Книгу Бытия» однозначно ассоциирует позволение есть мясо из Быт. 9:3 с практикой жертвоприношения: «С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию, но, так как они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу».

Ещё одно интересное объяснение того, почему Бог позволяет Ною вкушать животных, даёт нам блаж. Феодорит Кирский: «Бог, провидев наклонность человеков к идолослужению и обоготворению животных, дал им плоть сих последних в пищу, дабы они познали, сколь неприлично воздавать Божеское почтение таким существам, которых можно убивать и снедать». То есть, по мнению блаж. Феодорита, разрешение употреблять животных в пищу имело всего лишь наглядно-воспитательный, а, следовательно, относительный и временный характер, и было связанно исключительно с пристрастием богоизбранного народа к идолопоклонству.

Апостол Павел пишет о том, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). По какой же причине она стенает и мучится, спросите вы? Апостол отвечает на этот вопрос следующим образом: «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20), то есть Адама, который сначала сам поработил себя суете, тлению и смерти, а после этого и весь тварный мир, вверенный ему Богом на попечение. Адам был поставлен начальником над всем животным миром. Он стоял во главе его иерархии. И грехопадение Адама цепной реакцией сказалось на всех тех видах животных, которые были ему подчинены.

В отличие от людей, животные ни в чём перед Богом виновны не были, поэтому главным виновником их нынешнего бедственного состояния является именно человек, который находится перед животным миром в неоплатном долгу.

Нынешнее состояние животного мира, в котором основным источником питания зачастую является представитель другого вида, согласно Библии целиком и полностью является искажением Божьего замысла о мире. Нам сегодня трудно представить, что те, кого мы называем хищниками, в далёком прошлом не были таковыми, и в будущем будут возвращены в своё прежнее миролюбивое состояние. Но Господь, устами пророка Исайи, говорит нам именно об этом: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Ис. 65:25).

Когда Бог сказал вышедшему из ковчега Ною: «Да трепещут вас все звери земные» (Быт. 9:2), то это опять же стало свидетельством отнюдь не силы человека, а его ущербности, немощи и нравственной слабости. Толкуя это место Писания, и сравнивая состояния Адама и Ноя, свт. Филарет Московский пишет: «Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом». Это ещё одно печальное святоотеческое свидетельство неуклонной нравственной деградации человека, который теперь мог снискать послушание животных, исключительно вызвав у них страх.

Из Книги пророка Ионы мы знаем, что именно ревностный пост жителей Ниневии и даже животных спас этот великий древний город от истребления (см. Ион. 3:6–8). Вне всякого сомнения, что животные постились не осознанно, но по воле благоразумных ниневитян, которые покрыли их вретищем и не водили на пастбища. Но разве в Слове Божьем напрасно сказано о посте животных? Вовсе нет. Соучастие животных в подвиге ниневитян живописно и красноречиво восполнило картину всеобщего покаяния, которое в результате и претворило Божий гнев на милость, после чего «увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

К великому сожалению, необходимо констатировать, что греховная природа нынешнего человека такова, что современные люди готовы убивать представителей фауны не только ради пропитания, но зачастую исключительно с целью развлечения. Человек нередко становится не заботливым отцом, а безжалостным палачом над тем, что было вверено ему Богом как наиценнейшее наследие, для заботливого и бережного попечения. Не будет преувеличением сказать, что человек, испытывающий удовольствие (или даже просто равнодушие) при виде страданий Божьей твари, не имеет в себе ни капли христианина.

Многие люди утверждают, что животные попросту не имеют никакой ценности в очах Божьих. Но, к счастью, Божий взгляд на мир не таков. Автор Книги Премудрости Соломона адресует Господу Богу такие слова: «Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил» (Прем. 11:25). То есть Творец любит всех созданных Им существ, а это значит, что никто из людей, называющих себя верующими, не вправе горделиво и презрительно превозносить себя над остальным творением Господа.

После основных библейских свидетельств в пользу бережного отношения к животным, перейдём к примерам из истории Церкви. То, каким должно быть отношение истинного христианина к животным, лучше всего видно на примере православных святых.

Св. Власий Севастийский, с чьим именем связано множество чудес, непосредственными участниками которых были животные, считается покровителем животного мира. Этого угодника Божьего почитают как в Православной Церкви, так и в католических странах.

Из жития игумена земли русской, прп. Сергия Радонежского, мы узнаём, что по его молитвам от слепоты был исцелен медвежонок, принесенный медведицей к хижине, где проживал святой. А другой великий русский святой, прп. Серафим Саровский, кормил медведя прямо со своих рук.

Святой старец прп. Герасим Иорданский, подвизавшийся в V веке, извлёк занозу из лапы льва, который после этого часто приходил к старцу, принимал из его рук пищу, и около пяти лет жил в непосредственной близости с обителью святого. Согласно житию, исцелённый св. Герасимом лев умер на его могиле и был погребён рядом с подвижником.

Безусловно, к животным нельзя относиться как к неодушевлённой вещи. С точки зрения христианства абсолютно недопустимо взять в дом, например, маленького щенка или котёнка как живую игрушку для детей, а когда тот надоест – выбросить его на улицу. Ответственность христианина должна распространяться на всех животных, которых он приютил у себя в доме или во дворе, и забота о них в форме пропитания и лечения должна продолжаться всю их жизнь. В противном случае, если человек заведомо знает о том, что он не сможет должным образом заботиться о своём питомце, то дабы не согрешить безответственностью перед Божьим творением, лучше вовсе не брать в дом животных.

Другой крайностью является ситуация, когда люди тратят большие деньги на различные причёски и маникюры для своих домашних питомцев. Это тоже является искажением, и называется «пристрастием», то есть своего рода греховной страстью и гипертрофированной привязанностью. Но виновно ли в этом животное? Вовсе нет. Всё дело в нездоровом, пристрастном отношении человека к своему питомцу. Поэтому и исправление ситуации должно реализоваться не через, например, изгнание животного, а исключительно через пересмотр человеком своего отношения к питомцу.

Ведь с пристрастием можно относиться к чему угодно, к самым безобидным вещам и явлениям, даже к своему собственному ребёнку. Несомненно, что чрезмерная, патологическая любовь к своему чаду, когда родители буквально пылинки сдувают со своего ребёнка, когда везде и во всём они видят лишь тлетворное влияние, прививают ребёнку мысль о том, что он достоин в жизни только всего наилучшего, когда ограждают своё дитё от всех и вся – всё это тоже есть болезненная страсть и искажение, которое требует незамедлительного уврачевания.

Необходимо также сказать несколько слов об отношении к бездомным животным. Совершенно немыслимо для верующего человека испытывать равнодушие, например, по отношению к беззащитному, истощавшему щенку, который замерзает на улице в двадцатиградусный мороз, не имея элементарного пропитания. Если человек считает себя христианином, и если у него имеется возможность помочь несчастным животным, то он просто обязан это сделать.

Если в тех остатках пищи, которые остались после семейного обеда, есть кости или что-либо другое, способное помочь беззащитному животному, то просто выбрасывать всё это в мусор – грешно. Свт. Василий Великий писал: «Самый худший род жадности – не уделять нуждающимся и того, что может повредиться», то есть испортиться. Если мы знаем, что остатки пищи с нашего стола могут продлить жизнь какому-либо бездомному животному, но, зная это, мы всё равно выбрасываем их, то тем самым мы тяжко согрешаем перед Богом. Подобные действия может совершать только человек, который страдает либо преступной невнимательностью, либо, так называемым, «окамененным нечувствием», и который утратил всякую способность к состраданию.

Христианство – это религия милосердия. Невозможно испытывать любовь к людям, и в то же время презрение к остальным созданиям Божьим. В подобных случаях эта «любовь» к людям или притворна, или корыстна. Бездомное животное ничем не сможет нас отблагодарить за заботливое отношение к себе. Оно не сможет быть нам полезно в будущем или раструбить перед другими о наших добродетелях, как сможет это сделать облагодетельствованный нами человек. Но именно в милосердном, заботливом и сострадательном отношении к животным хорошо проверяется способность того или иного человека, называющего себя христианином, творить добро не ради корысти, не ради славы и доброго имени, а ради самого добра и непреодолимой любви ко всему без исключения Божьему творению.

 Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии,

Священник Андрей Шиманович