Царь-искупитель?

Как известно, сектантство является не только внешней угрозой для целостного и неповрежденного церковного учения, но иногда оно пускает свои ростки и внутри церковной ограды, создавая оппозицию официальному мнению Церкви по тому или иному вопросу.

В период, предшествовавший канонизации царской семьи, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) сразу предостерёг церковную общественность от возможных злоупотреблений и спекуляций на почве канонизации Николая ІІ, заявив, что «канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и, тем более, не означает «канонизации» монархической формы правления, к которой можно, конечно, относиться по-разному».

Как показало дальнейшее развитие событий, эти опасения владыки Ювеналия были вовсе не беспочвенны, поскольку буквально сразу же в церковной среде начал циркулировать термин «царь-искупитель», не имеющий ничего общего с решением Архиерейского Собора 2000 года.

Итак, по мнению некоторых верующих, император Николай II своим мученическим подвигом якобы искупил грехи русского народа за его отступление от веры. Но данное мнение является не только досадным заблуждением и непосредственным следствием богословской поверхностности, но и учением, вступающим в непримиримый конфликт с Божественным Откровением.

Совершенно очевидно, что любой, кто считает царя Николая «искупителем», тем самым неизбежно исповедует то, что Христос потерпел неудачу в Своей миссии искупления всех народов и всех людей, когда либо живших на земле. Если понадобился ещё один «искупитель» кроме Христа в лице Николая II, то хотелось бы узнать: чем же так тяжко согрешил перед Богом русский народ, что даже Голгофская Жертва Сына Божьего оказалась для него бессильной? И как последователи «царя-искупителя» могут считать себя православными, если они попирают одно из основных догматических учений Православной Церкви об универсальности и единственности Крестного Подвига Христа-Спасителя, Которым Он искупил всех без исключения людей (в том числе и русский народ) от проклятия, рабства греху и вечной смерти?

Действительно, в Библии неоднократно говорится о том, что не может быть никого другого, кто мог бы быть назван искупителем грехов, кроме Иисуса Христа.

В одном из своих посланий апостол Павел с присущей ему чёткостью, ясностью и лаконичностью разрушает все шаткие построения тех, кто исповедует рассматриваемое нами учение. В своём Первом Послании к Тимофею Павел пишет: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6).

В Послании к Евреям сказано: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11–12). Из данного текста единственность и всеобщность Жертвы Христовой – очевидны.

И для того, чтобы наша подборка библейских цитат была максимально полной и объективной, приведём также свидетельство из Ветхого Завета, а именно слова царя Давида из Книги Псалмов: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8). Итак, согласно Пс. 48:8, мог ли смертный человек НиколайII искупить не только «брата своего», но и весь русский народ? Ответ очевиден.

Учитывая популярность учения о «царе-искупителе» в православной среде, и то, что в Библии нет никаких подтверждений этому учению, мы вполне вправе задаться следующим закономерным вопросом: может быть, эта доктрина соответствует учению об Искуплении святых отцов Церкви? Может быть, если не в Библии, то хотя бы в древних святоотеческих творениях мы сможем найти хоть какую-нибудь информацию о том, что некогда может понадобиться ещё один «искупитель» кроме Иисуса Христа?

Человеку, знакомому со святоотеческим наследием, ответ на эти вопросы очевиден. Ничего подобного мы не найдём ни у одного святого отца Церкви. Все они в унисон провозглашали неизменную истину о единственности и универсальности Голгофской Жертвы Христа, которая распространяется на все без исключения народы.

Если бы проповедники идеи о «царе-искупителе» (которые, кстати говоря, всегда нарочито подчёркивают свою сугубую ортодоксальность) имели обыкновение интересоваться тем, что находится в святоотеческой сокровищнице истинного Предания Церкви, то они бы знали, что, по мнению свт. Григория Нисского, например, Христос «Самого Себя принес Отцу в выкуп не за одного Израиля, но за все народы, и стал Первосвященником исповедания всех людей».

Свт. Василий Великий также писал: «Нашлось одно, равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, — это святая и многоценная кровь Господа нашего Иисуса, которую Он пролил за всех нас».

И подобные исчерпывающие свидетельства о вселенском характере Жертвы Христовой, которая искупила все без исключения народы, – не частное богословское мнение какого-либо святого отца, но это есть общецерковное учение, укоренённое в Божественном Откровении, и в понимании которого все святые отцы высказывали абсолютное единство. А это, в свою очередь, даёт нам полное право полагать, что русский народ искуплён Жертвой Сына Божьего в такой же степени, в какой искуплены Им и все прочие народы.

Но сторонники учения о «царе-искупителе» полагают, что данного догмата Церкви не было в древние века, и он якобы был сформулирован Церковью в связи с появлением православного российского государства. Дело в том, что высказывая подобное мнение, эти люди невольно причисляют себя к сторонникам так называемой «теории догматического развития», некогда озвученной католическим кардиналом Ньюманом, и принятой в западной христианской традиции. Согласно этой теории, с течением времени в Церкви могут появляться новые догматы. Однако эта теория не имеет ничего общего с православным пониманием данного вопроса. Всё это ещё раз со всей ясностью свидетельствует ни о чём другом, как об отступлении последователей «царя-искупителя» от чистоты православной веры.

Определённый интерес также представляет тот факт, что ревнители рассматриваемого учения справедливо высказывают негодование в адрес Римо-Католической Церкви, в недрах которой уже давно активно обсуждается возможность присвоения Деве Марии титула «соискупительница». Но вся абсурдность их обвинений в адрес католиков заключается в том, что сами сторонники данной неомонархической концепции, кивая на католиков, ничтоже сумняшеся готовы присвоить титул «искупитель» смертному человеку!

Согласно православному вероучению, никакая достигнутая человеком степень духовно-нравственного совершенства (пусть даже наиболее возвышенная) не может быть основанием для искупления этим святым человеком грехов других людей, ибо, по словам прп. Исаака Сирина, «совершенство самих совершенных несовершенно есть».

Один из ведущих православных догматистов двух последних веков, митрополит Макарий (Булгаков), писал: «Заслуги святых как бы ни были велики, никогда нельзя считать сверхдолжными, преизбыточествующими, ненужными для них самих, и вменять другим людям — грешникам для оправдания их в очах правды Божией». Поэтому, как бы ни был велик подвиг последнего русского царя, мы не можем и не должны называть его «искупителем» русского народа, ибо тем самым мы идем на прямое искажение православного вероучения.

Закончить статью хотелось бы словами приснопамятного иерея Даниила Сысоева, который писал, что «человек, искренне считающий императора «искупителем», не может быть христианином, ибо тем самым он считает, что дело Господа было неудачно и потому нуждается в дополнении».

Остаётся искренне пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы Господь никогда не помрачал наши духовные очи, не попускал нам «мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6), и даровал нам добродетель рассуждения и духовную мудрость, которые всегда помогали бы нам сохранять стойкий иммунитет к разного рода лжеучениям, и сохраняли бы нас в рамках Божественного Откровения.

 Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии,

Священник Андрей Шиманович