Современное православное богословие в лицах и научных трудах

Как известно, православная богословская мысль совершила настоящий прорыв в ХХ в. (стоит вспомнить хотя бы такие выдающиеся имена как прот. Георгий Флоровский, Вл. Н. Лосский, прот. Иоанн Мейендорф, прот. Александр Шмеман и многих других). Не стоит на месте развитие интеллектуальной православной традиции и в начале XXI в.

Прежде всего, поднимая вопрос о ныне здравствующих православных богословах и мыслителях, хотелось бы вспомнить о нашем соотечественнике, который (как это, возможно, кому-то странным ни покажется) родился в г. Золотоноша (Черкасская область), и который сейчас считается без преувеличения, одним из ведущих православных богословов мира – это архим. Кирилл (Говорун). Некоторое время о. Кирилл был преподавателем патрологии в Киевской Духовной Академии и был председателем Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви. С 2012 по 2014 гг. архим. Кирилл был научным сотрудником одного из ведущих вузов США – Йельского университета.

Сейчас о. Кирилл преподаёт в лучших вузах мира и одновременно принимает активное участие в деятельности Открытого православного университета святой Софии-Премудрости, вместе с прот. Георгием Коваленко. Именно в рамках деятельности этого образовательного учреждения несколько недель назад был издан украинский перевод документов Святого и Великого Собора Православной Церкви, подготовка к которому длилась более полувека, и который наконец-то состоялся летом 2016 г. на о. Крит.

Что касается богословских трудов архим. Кирилла (Говоруна), то, прежде всего, необходимо упомянуть о его работе под названием «Мета-Экклезиология», которая вышла в свет в 2015 г., и которую о. Кирилл посвятил памяти почившего предстоятеля нашей Церкви, митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Эта работа посвящена исследованию вопроса о том, как Церковь Христова осмысляла и воспринимала сама себя на протяжении всей своей двухтысячелетней истории, и как это самоосмысление Церкви менялось, начиная с апостольских времён, и далее – в период Поздней Античности, в Средние века, в эпоху Реформации, в эпоху Просвещения и вплоть до наших дней. Пока что эта работа доступна только на английском языке, на котором она, собственно говоря, и была написана. Но, судя по анонсам, которые звучат от издательства «Дух і літера», уже в ближайшем будущем книга о. Кирилла (Говоруна) «Мета-Экклезиология» будет переведена и издана на украинском языке. Кроме того, в январе 2016 г., о. Кирилл опубликовал также крайне небезынтересную статью под названием «Возможна ли Византийская симфония в наши дни?», в которой он рассматривает все характерные особенности и тонкости взаимоотношений между Церковью и государством не только в историческом контексте, но, в том числе, и на современном постсоветском пространстве, что, конечно же, является более чем актуальным, для всех нас.

Ещё одним крайне интересным и чрезвычайно глубоким современным православным богословом является профессор философии в Бостонском Колледже Святого Креста (США), архимандрит Константинопольского Патриархата Джон Пантелеймон Мануссакис. Многие современные исследователи и публицисты называют Мануссакиса одним из ведущих православных мыслителей современности. Одним из трудов этого автора, которые переведены на русский язык, является работа под названием «Бог после метафизики». В этой книге Мануссакис детально исследует вопрос о том, как три основные человеческие чувства, с помощью которых мы познаём мир, – зрение, слух и осязание, – могут участвовать в процессе Богопознания.

К структуре своей книги Мануссакис пришел не сразу. Но когда он стал искать форму для выражения своих богословских идей, ему попался стих из Первого Послания апостола Иоанна Богослова: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1:1). Именно эти слова он взял за основу своей книги: видеть – слышать – осязать. На первый взгляд, это кажется парадоксальным, ведь всем известно, что Бог Своим естеством находится вне пределов видимого материального мира. Но, тем не менее, Дж. П. Мануссакис в своей работе «Бог после метафизики» показывает, что в данном вопросе всё далеко не так просто, как это кажется на первый взгляд. Кроме того, в упомянутой работе абсолютно органично соединяются святоотеческая мысль (в частности, автор активно пользуется наследием свт. Григория Нисского) и современная французская философия.

Говоря о выдающихся современных православных мыслителях и учёных, нельзя обойти вниманием профессора патристики и византологии Даремского университета (Великобритания), священника Эндрю Лаута. В начале он изучал математику и богословие в университетах Кембриджа и Эдинбурга, после чего защитил диссертацию, посвящённую Карлу Барту. Позже о. Эндрю Лаут преподавал патристику в Оксфордском университете и историю Византии в Лондонском университете.

О. Эндрю Лаут является автором нескольких замечательных исследований, посвящённых мистической традиции христианства. В первую очередь, это его фундаментальный труд под названием «Происхождение христианской мистической традиции: от Платона до Дионисия». Сфера патрологии, как мы уже заметили, также отнюдь не чужда проф. Лауту. И лучшим тому свидетельством является целый ряд его прекрасных трудов, посвящённых исследованию древних отцов Церкви и их богословского наследия: это работа о св. Дионисии Ареопагите и о корпусе сочинений, который традиционно ассоциируются с именем Дионисия (т. н. Corpus Areopagiticum); это труд об одном из величайших отцов Церкви всех времён – прп. Максиме Исповеднике, а также работа о великом систематизаторе христианского догматического учения – прп. Иоанне Дамаскине.

В настоящее время профессор Лаут занимается несколькими серьёзными исследовательскими проектами, главным из которых является переосмысление жизненного пути и творчества выдающегося отца Церкви поздневизантийского периода – свт. Григория Паламы.

Ещё один выдающийся ныне здравствующий греческий богослов – Христос Яннарас. Этот поистине всемирно известный греческий мыслитель родился в 1935 г., изучал богословие в Афинах, философию в Бонне, а впоследствии стал автором докторской диссертации под названием «Метафизика тела у св. Иоанна Лествичника», которую в 1970 г. защитил в Сорбонне. Многие исследователи, в принципе, не без основания называют Яннараса ведущим современным православным философом и живым классиком православного богословия. Самая известная его работа под названием «Вера Церкви. Введение в православное богословие» (1983) представляет собой единую целостную и концептуальную попытку изложить всю систему православного богословия таким образом, чтобы подчеркнуть и оттенить его основные характерные особенности, в сравнении с богословием западным.

Среди других видных и значимых работ Яннараса, с которыми можно было бы ознакомиться нашим телезрителям, можно назвать книгу под названием «Истина и единство Церкви», «Вариации на тему «Песни Песней»», которые в 2002 г. увидели свет в украинском переводе благодаря издательству «Дух і літера», а также фундаментальную работу под названием «Свобода этоса», в которой Яннарас детально исследует понятие свободы и личной неповторимости каждого человека. В данной своей работе греческий богослов предпринимает попытку осмыслить соотношение христианских морально-этических норм с современным культурным контекстом, а также рассматривает Церковь Христову не просто как формальную иерархическую организацию с навсегда законсервированными ритуалами и обрядами, но как общность, в которой живёт и раскрывается уникальность и неповторимость каждой человеческой личности. Вообще многочисленные работы Яннараса были переведены на более чем 10 языков мира, принеся автору поистине всемирную известность и признание далеко за пределами исключительно православной университетско-академической среды.

Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Это имя также должно быть хорошо знакомо, или быть хотя бы на слуху у тех, кто интересуется состоянием современного православного богословия. Среди учебных заведений, сформировавших Зизиуласа как выдающегося православного учёного современности следует особо упомянуть Фессалоникийский и Афинский университеты, а также, конечно, Гарвард, где будущий митрополит защитил докторскую диссертацию на тему «Христология прп. Максима Исповедника», а также имел возможность слушать таких поистине выдающихся титанов богословия ХХ в. как Пауль Тиллих и прот. Георгий Флоровский.

Будучи одним из наиболее влиятельных интеллектуалов среди архиереев Константинопольского патриархата, Зизиулас наиболее известен русскоязычному читателю в качестве автора уже ставшей классической работы под названием «Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви», которая была издана в 2006 г. в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. В этом труде Зизиулас представляет православную разработку учения о полноте человечности, достигаемой через личностность, а также о Церкви как об общности, которая призвана жить в динамике общения по образу внутритроичной жизни Бога, т. е. непрерывного взаимного общения Ипостасей Святой Троицы. В частности, Зизиулас пишет: «Бытие Бога нельзя познать только через личностные взаимоотношения и через личную любовь. Бытие означает жизнь, а жизнь означает общение». А в предисловии к этой книге мы встречаем следующие очень важные слова, говорящие о принципиальной важности рассматриваемой Зизиуласом концепции для повседневной церковной жизни: «До тех пор пока видимая реальность жизни нашей Церкви не станет соответствовать тому общению, которое открывается нам в евхаристии, до тех пор, пока наши церковные структуры… сами не будут соответствовать тому, чем Церковь является на самом деле, до тех пор, пока евхаристическая природа Церкви не освободится от наслоений анахронизма и этнической политики, которая скрывает это сегодня, никакое экуменическое свидетельство, никакая подлинная миссия в этом мире невозможны».

В другом своём исследовании под названием «Общение и инаковость», которое вышло на русском языке в 2012 г. в издательстве ББИ, митр. Иоанн (Зизиулас) исследует вопрос инаковости, своеобразия и самобытности каждой отдельной человеческой личности, которые проявляются не в замкнутости, не в самоизоляции и обособлении того или иного человека от социума, а именно в процессе общения и коммуникативного взаимодействия внутри какой-либо группы, в том числе в Церкви. Подтверждение своим тезисам Зизиулас находит, конечно же, в творениях древних отцов Церкви, в первую очередь, у прп. Максима Исповедника, являясь, как известно, всемирно признанным специалистом по богословию именно этого святого отца. По поводу данной работы Зизиуласа архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс писал следующие слова: «Вне всякого сомнения, перед нами чрезвычайно важная работа, которая будет обсуждаться и изучаться ещё шире, нежели предыдущее сочинение нашего автора. Эта книга, эпохальная и поворотная, вновь приводит нас к основополагающему христианскому убеждению, что невозможна жизнь без отношений с Богом».

В нашем кратком и беглом обзоре можно было бы уделить особое внимание ещё нескольким представителям современной православной мысли. Во-первых, это американский православный богослов и патролог, который в своих исследованиях уделяет немало внимания богословской эстетике, Дэвид Бентли Харт, автор фундаментальной работы под названием «Красота бесконечного. Эстетика христианской истины», о которой доктор философских наук Ю. П. Черноморец в своём отзыве написал следующие слова: «Грандиозный замысел, который воплощен в прекрасной большой книге! Всё продумано до конца, все линии полемики проговорены, все вопросы нашли свои ответы. Уже это заставляет уважать автора и признавать в нём великого православного богослова». Во-вторых, это, конечно же, проф. Йельского Университета Ярослав Пеликан, человек с поистине энциклопедическими знаниями, всю жизнь пробывший лютеранином, а в 1998 г., за 8 лет до своей кончины, перешедший в Православие. В-третьих, это Ричард Суинбёрн, профессор Оксфордского университета, и автор крайне интересных работ под названием «Есть ли Бог?», «Воскресение Бога Воплощённого», «Вера и разум». Однако временные рамки не позволяют нам детально и подробно остановиться на всех без исключения наиболее ярких мыслителях, несущих современному миру свидетельство об истинности Православия.

В завершение нашего краткого обзора наиболее ярких личностей из среды современного православного богословия следует отметить, что в общемировом контексте православное богословие нередко воспринималось с определённой долей скепсиса и не вызывало ни интереса, ни, тем более, симпатии. Так, в начале ХХ в. известный немецкий историк Церкви и догматист Адольф фон Гарнак высказывал мнение, что богословие греческих отцов Церкви якобы является не более чем следствием искажения Евангелия со стороны греческой философии. Он призывал к тому, чтобы подлинное, как он считал, христианство было очищено от этих якобы позднейших греческих наслоений. В свою очередь прот. Георгий Флоровский в 30-х годах отмечал, что «на Западе привыкли смотреть на Православие как на такое себе допотопное христианство, ретроградное и отсталое, считать, что христианский Восток, в лучшем случае, находится в состоянии исторической комы. Историческое разделение и отчуждение привели к такому ложному пониманию».

Но современное православное богословие, а также лучшие плоды современной православной богословской мысли не оставляют от этих стереотипов камня на камне. Православное богословие живо, и его жизнь не просто теплиться или искусственно поддерживается несколькими одарёнными энтузиастами, но поистине бьёт ключом и вселяет множество надежд на то, что в XXI веке мы станем свидетелями появления на свет действительно выдающихся православных богословских шедевров, которые займут заметное месте в многовековом Предании Церкви.

В наше время множество университетов США гордятся тем, что имеют хотя бы одного представителя православного сообщества среди преподавателей на богословских и философских отделениях. Постепенно, медленно, но уверенно, западный мир, а именно, его университетско-академическая среда, приходит к пониманию того, что православная традиция, для которой ранее почти не было места в учебных планах западных богословских институций, должна быть представлена гораздо более широко и разносторонне, чем это есть на данный момент.

И дай Бог, чтобы, во-первых, эта весьма оптимистическая и обнадёживающая тенденция со временем не ослабевала, а только укреплялась; во-вторых, чтобы современное православное богословие, не предавая наследие Отцов, было открыто к вызовам современности и не чуждалось новых способов познания реальности Триединого Бога; и, в-третьих, чтобы мировое научное сообщество, интеллектуальная элита, открывало для себя неисчерпаемую глубину многовекового Предания Православной Церкви, которое, безусловно, может украсить и обогатить любую иную интеллектуальную традицию.

 

прот. Андрей Шиманович

 

Архимандрит Кирилл (Говорун)
Архимандрит Кирилл (Говорун)
Джон Пантелеймон Мануссакис
Джон Пантелеймон Мануссакис
Джон Пантелеймон Мануссакис
Джон Пантелеймон Мануссакис
Эндрю Лаут
Эндрю Лаут
Христос Яннарас
Христос Яннарас
Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас)
Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас)
Дэвид Бентли Харт
Дэвид Бентли Харт
Ярослав Пеликан
Ярослав Пеликан
Ричард Суинберн
Ричард Суинберн