"Свидетели Иеговы" и Крест Христов

Согласно вероучению Общества Сторожевой Башни, Христос не был распят на Т-образном кресте, но Его руки были пригвождены к вертикальному столбу с помощью одного гвоздя. Этот вероучительный тезис подтверждается множеством иллюстраций в изданиях Общества Сторожевой Башни. Несмотря на всю кажущуюся простоту и очевидность, этот вопрос не так уж прост. В данной статье мы изложим православную аргументацию по этому вопросу, чтобы верные чада Церкви Христовой были способны убедительно доказать традиционную точку зрения на этот счет в полемике с «врагами креста Христова» (Флп. 3:18), и воплотить призыв апостола Петра, который писал: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Филологический аргумент

По мнению Свидетелей Иеговы, слово «крест» (в древнегреческом оригинале – στάυρος), употребляемое в русском переводе Библии (например, в Мф. 27:40), более точно переводится как «столб». На самом деле, греческое слово στάυρος имеет несколько значений. Theological Dictionary of the New Testament («Богословский словарь Нового Завета») Герхарда Киттеля приводит три значения слова στάυρος, первое из которых совпадает с иеговистскими представлениями, но два других говорят о православном понимании формы Креста: «στάυρος – это орудие пыток за серьезные преступления… С точки зрения формы он имел три основные разновидности. Крест представлял собой вертикальный заостренный брус… или же он представлял собой вертикальный столб с перекладиной наверху... или же он представлял собой два пересекающихся бруса равной длины».

Таким образом, с точки зрения филологии доводы Свидетелей Иеговы и христиан почти равны. Поэтому для раскрытия истинного и целостного понимания формы Креста, необходимо привлечь все имеющиеся аргументы и свидетельства, которые снимают всяческие сомнения и разномыслия по этому поводу.

Библейские свидетельства

1. Апостол Павел, говоря о ветхозаветных событиях, происходивших с израильским народом, писал, что: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). Например, праведный Иосиф был продан братьями за серебренники, что впоследствии произошло со Христом, Который был предан Иудой за 30 серебренников. Приняв во внимание данный подход к ветхозаветным событиям, как к прообразам новозаветных, мы сможем с большей точностью разобраться и в том, каким именно образом был распят Спаситель.

Благословение Иаковом двух сыновей Иосифа – Ефрема и Манассии, описано в книге Бытия таким образом: «И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт. 48:13–14). Очевидно, что Иаков простер свои руки крестообразно. А приняв во внимание, что благословение детей Иосифа, которые были рождены в Египте, прообразует собой будущее призвание в Церковь Христову народов из язычников, можно сделать вывод, что здесь мы видим не что иное, как древнее свидетельство о форме креста, таинственно явленное в символических действиях Иакова.

2. В Евангелии от Иоанна мы находим повествование о явлении воскресшего Господа апостолам, среди которых не было Фомы. После этого Фома узнает о случившемся: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Из этого стиха ясно, что Фома говорит именно о «гвоздях» (во множественном числе), следовательно, в каждую руку было вбито по одному гвоздю, что подтверждает истинность традиционной формы Креста.

3. Евангелист Матфей пишет о том, что после того, как Иисуса Христа распяли, «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский»» (Мф. 27:37). Необходимо обратить внимание, что по свидетельству евангелиста Матфея, доска с обвинениями в адрес Христа была прибита «над головою Его». Если бы Христос был распят так, как считают Свидетели Иеговы, то евангелисту пришлось бы написать, что табличка с надписью была закреплена над руками Христа. Однако, свидетельство Слова Божьего не оставляет никаких сомнений в том, как именно был распят Господь.

Свидетельства археологов и других ученых

1. Археологические свидетельства в пользу Креста проясняют картину того, каким образом был распят Спаситель. Д-р Пол Майер приводит доказательства того, что Церковь использовала символ креста еще в первом веке. В своей книге First Christians («Первые христиане») он говорит о тех раскопках, которые имели место в Геркулануме: «(В доме) сегодня освобожденном из своего погребения под лавой с вулкана Везувий, есть ясные следы металлического креста, некогда висевшего на стене…. Очевидно, крест является столь же древним символом христианства, как и рыба».

2. Майкл Грин в своей книге Evagelism in the Early Church («Благовестие в ранней Церкви») пишет: «Некоторые специалисты сомневаются в том, что крест мог стать христианским символом так рано. Однако недавние находки изображений креста, рыбы, звезды и плуга, хорошо известных еще со второго века, на захоронениях иудео-христианского поселения в Иудее, делают эту возможность неоспоримой».

3. В 1873 году французский исследователь Шарль Клермон-Ганнё раскопал около 30 захоронений к юго-востоку от Иерусалима. На некоторых маленьких известняковых погребальных урнах над именем усопшего был выбит крест. Первоначальное захоронение, по приблизительным оценкам, датируется периодом 70–135 гг. н. э.

4. Еще более поразительными были открытия, которые были сделаны в 1971 году в Талпиоте. Там были найдены 11 погребальных урн с христианского кладбища в Вифании. На этих урнах также было выбито изображение креста, а дата захоронения оценивается как 42–43 гг. н. э. – чуть более 10 лет после смерти и Воскресения нашего Господа. Эта находка не оставляет никаких сомнений в том, как именно умер наш Спаситель, и когда именно крест стал христианским символом.

Заключение

Немалый интерес представляет также тот факт, что до 1931 года Свидетели Иеговы признавали традиционную форму креста, что без труда можно подтвердить, изучив их официальные издания за период до начала 30-х годов ХХ века. Но, начиная с номера «Сторожевой Башни» за 15 октября 1931 года, с обложки этого сектантского журнала исчезло изображение креста, а спустя несколько лет представители этой организации узнали, что Христос не умирал на Т-образном Кресте, но был пригвожден к столбу. Чем вызван такой радикальный пересмотр своего вероучения сейчас тяжело сказать, но подобные резкие изменения имели место и в других пунктах вероучения Общества Сторожевой Башни. Поэтому, с уверенностью можно сказать, что главной характерной отличительной особенностью доктринальной части учения Свидетелей Иеговы, по сравнению с другими сектантскими группами, является ее непостоянство, непоследовательность и подверженность резким и радикальным изменениям.

Иногда приходится слышать со стороны представителей организации Свидетели Иеговы в адрес православных такие слова: «Если бы Христа застрелили из пистолета, вы бы покланялись пистолету?». На это необходимо ответить, что такое сравнение не правомочно и граничит с кощунством. Крест Христов необходимо воспринимать, прежде всего, как Божий жертвенник, на котором была принесена самая совершенная Жертва – Жертва Крови Сына Божьего. Апостолы не стыдились Креста Христова. В новозаветных текстах это слово встречается 27 раз. Апостол Павел писал, что неприятие проповеди о Кресте – признак погибели: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18). А в другом месте он пишет такие слова: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал. 6:14).

Поэтому, приняв во внимание все вышеперечисленные аргументы, можно со всей уверенностью констатировать, что та враждебность, которую питают Свидетели Иеговы ко Кресту Христову, является не следствием серьезного осмысления библейских, археологических и других научных фактов, а сознательным и планомерным искажением этих фактов для достижения своих, им одним известных целей.

Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии,

Священник Андрей Шиманович