Почитание святых угодников Божиих

Свт. Николай, архиеп. Мир Ликийских
Свт. Николай, архиеп. Мир Ликийских

Моисей ходатайствовал перед Богом за израильский народ, когда гнев Господень воспламенился на израильтян: «Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою» (Исх. 32:11). Причем Моисей явно вспоминал усопших праведников, говоря Господу: «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, которым клялся Ты Собою, говоря: «умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно»» (Исх. 32:13). Результатом ходатайства Моисея об израильском народе стало то, что «отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:14).

В Книге Иова Господь говорит Елифазу Феманитянину: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7–8). Здесь мы видим не что иное, как прямой Божий призыв в адрес Иова молиться за его друзей. Никакая личная вера ни Елифаза, ни Вилдада, ни Софара, не могла усмирить гнева Божьего, но только жертва, принесенная праведным Иовом, как ходатаем и предстателем перед Богом за своих друзей.

Евангелист Матфей описывает исцеление Христом расслабленного: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), после чего Господь исцеляет его, говоря: «Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф. 9:6–7). Из этого евангельского отрывка следует, что Христос совершил чудо «по вере их», то есть тех, кто принес расслабленного, а не по вере самого расслабленного. Поэтому очевидно, что и прощение грехов, и телесное исцеление может быть не только следствием личной веры человека, но может совершаться по вере других людей.

Это подтверждается и другим эпизодом из Евангелия от Марка, где описано уже не просто исцеление, но воскрешение дочери Иаира, одного из начальников синагоги. Как известно, когда Иаир пришел в великом смятении ко Христу, его дочь еще была при смерти, и он попросил Господа: «Приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива» (Мк. 5:23). Но пока они шли к дому начальника синагоги, навстречу к ним пришли люди, которые сказали Иаиру: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк. 5:36). Вопрос: кому Христос говорит: «Веруй»? Умершей девочке или несчастному отцу, по вере которого Он сейчас воскресит умершую дочь? Ответ очевиден.

В Книге Деяний излагается рассказ, связанный с неким Симоном-волхвом, который пожелал за деньги приобрести у апостолов дар Св. Духа, «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой» (Деян. 8:18). «Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). Симон же, испугавшись грозного увещания апостола, попросил: «Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (Деян.8:24). Просьба Симона о том, чтобы апостолы стали молитвенниками за него пред Богом не встретила никаких возражений со стороны самих апостолов.

В 27 главе Книги Деяний описан случай, когда апостол Павел, вместе с другими пассажирами числом 276 душ, находящимися на борту корабля, попали в шторм. «Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:30–31). То есть спасение людей зависело не от их собственной веры, но от присутствия корабельщиков, что, несомненно, отодвинуло вопрос личной веры в деле спасения от шторма на второй план. И действительно, через некоторое время после того, как корабельщики остались на борту «корабль сел на мель» (Деян. 27:41) и в результате «все спаслись на землю» (Деян.27:44).

В Послании к Евреям апостол Павел пишет об отношении к почившим наставникам в вопросах веры: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), а в другом месте он пишет: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Следовательно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто есть единственным источником святости – Богу. Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: «Я… Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит и к святым, поскольку писал: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое» (Пс. 15:3).

Таким образом, мы видим, что благочестивая традиция почитания святых угодников Божиих, вопреки заявлениям сектантов, вовсе не противоречит Библии. Наоборот, при тщательном изучении Слова Божьего мы можем найти массу примеров молитвенного предстательства и ходатайства перед Богом одних людей за других.

Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии,

Священник Андрей Шиманович