Иисус из Назарета: Кем Он был?

Христос Пантократор. VI-VII вв. Синай.
Христос Пантократор. VI-VII вв. Синай.

В первую очередь необходимо отметить, что вероучительный тезис о том, что Христос якобы является не Воплощённым Богом, а лишь Его творением, могут воспринять только люди слабо знакомые с библейским учением, так как он в корне противоречит как Божественному Откровению, так и Православному вероучению. В данной этой статье мы раскроем основные библейские аргументы, которые доказывают, что Господь Иисус Христос – Единородный и Единосущный Отцу Сын Божий, не сотворенный Им, но рожденный прежде всех веков, прежде сотворения видимого и невидимого миров, а также что Он равен Богу-Отцу.

Прямые цитаты из Нового Завета

Более всего свидетельств о Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа мы находим в Евангелии от Иоанна, за что евангелист и апостол Иоанн и был в церковной традиции увенчан титулом «Богослов». Так вот говоря об Иисусе Христе, и называя Его «Словом», Иоанн Богослов в прологе своего Евангелия пишет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Сам Христос также недвусмысленно заявлял о своем равенстве с Отцом, и именно поэтому «искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). Христос прямо говорил о Своем абсолютном единстве с Отцом: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30), и: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Удостоверившись после длительных и мучительных сомнений в истинности Воскресения Христа из мертвых, апостол Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Говоря о первенствующей христианской Церкви, автор Книги Деяний отмечает, что это есть «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Понятно, что Господом и Богом здесь назван Христос, проливший за всех нас на Кресте Свою бесценную Кровь.

В посланиях апостола Павла мы встречаем следующие свидетельства. В Послании к Римлянам он пишет: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь» (Рим. 9:5), а в Послании к Колоссянам мы встречаем еще более красноречивые слова об Иисусе Христе: «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Говоря о воплощении Христовом, Павел не оставляет никаких сомнений в том, что именно Бог явил Себя людям во Христе две тысячи лет назад. В своем Первом Послании к Тимофею он пишет: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).

Параллельные места из Ветхого и Нового Заветов

Приведенный ниже ряд параллельных мест из Ветхого и Нового Завета еще с большей убедительностью доказывает, что Господь Иисус Христос – Тот Самый Бог, Который являл Себя израильскому народу во времена Ветхого Завета на протяжении всей истории израильского народа.

1. В Ветхом Завете есть такие слова: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14). А в Новом Завете Господь Иисус Христос Сам называет Себя точно так же, как Бог, явившия Моисею, а именно: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:25).

2. В Ветхом Завете у пророка Исайи сказано: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:11). И вот в Новом Завете, из Евангелия от Матфея, мы узнаем, что Дева Мария родит Того, Кто будет истинным Спасителем: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Как известно, согласно Божественному Откровению, никто не может прощать грехи, кроме Всемогущего Бога (см. Мк. 2:7, Лк. 5:20–21).

3. Господь Бог в Ветхом Завете говорит, что Он есть первый и последний: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6), «Я тот же, Я первый и Я последний» (Ис. 48:12). А в Новом Завете, в Откровении Иоанна Богослова, Христос, явившийся Иоанну, называет Себя точно также, значит Христос и ветхозаветный Яхве – равны: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний» (Откр. 1:17).

4. Вспомните вопрос Понтия Пилата: «Что есть истина?» (Ин. 18:38). Пророк Иеремия пишет о Яхве: «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и царь вечный» (Иерем. 10:10). А в Евангелии от Иоанна мы в который раз мы видим, что Иисус Христос явно применяет к Себе ветхозаветные Божественные характеристики, на этот раз говоря: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Называя Себя истиной, он открыто претендует на Божественное достоинство.

5. Зададим себе вопрос: кем мы будем судимы в День Страшного Суда? Пророк Исайя пишет, что судьей является Бог-Отец: «Ибо Господь [Яхве] – судия наш» (Ис. 33:22). Но апостол Павел во втором Послании Тимофею пишет, что судить будет Христос: «Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1). О чем это может говорить? Только о том, что ветхозаветный Яхве и Господь Иисус Христос – две равные ипостаси Единого Божества.

6. Также важно то, что те слова, которые псалмопевец Давид адресует ветхозаветному Богу в 44-м псалме («Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего» (Пс. 44:7)), апостол Павел ассоциирует исключительно с Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом: «А о Сыне [сказано]: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты» (Евр. 1:8).

Общий анализ проповеди Иисуса Христа

Из тщательного изучения высказываний Христа, приведенных евангелистом Матфеем в нагорной проповеди, видно, что Своим многократно повторяемым «А Я говорю вам» (Мф. 5:22, 28, 32, 34, 39, 44) Господь Иисус Христос ставит Свое слово рядом и даже выше того, что «сказано древним» (Мф. 5:21, 27, 31, 33, 38, 43). Тем самым Господь Сам свидетельствует о Себе как о явившейся Кульминации и совершившейся Полноте Божественного Откровения. Христос говорит иудейскому народу окончательное слово Божие, тем самым открыто заявляя о Своем мессианском и Божественном достоинстве. Для иудаизма времен Христа такое притязание было неслыханно. Это и вызывало у книжников и фарисеев неоднократное желание побить Христа камнями (Ин. 5:18, 10:33).

Также Иисус всегда подчеркивает абсолютную исключительность Своих отношений с Отцом. Он всегда делает четкое различие между «Отцом Моим» (Мк. 14:36; Мф. 11:25) и «Отцом вашим» (Лк. 6:36, 12:30,32) или «Отцом вашим небесным» (Мк. 11:25, Мф. 23:9). Христос никогда не говорит с учениками «наш Отец». Пример молитвы «Отче наш» (Мф. 6:9, Лк. 11:2) не может быть возражением, так как здесь сказано «когда молитесь, говорите:…» (Лк.11:2). Это пример того, как нужно молиться, данный Господом своим ученикам и последователям. Сам Он молился иными словами. Это эксклюзивное обращение Христа «Отец Мой» выражает непередаваемое, неповторимое отношение Иисуса к Богу. Он – Сын Божий в особенном и неповторимом смысле.

Подвергаясь нападкам со стороны фарисеев и книжников за Свое отношение к грешникам (Лк. 15:2), Господь сразу же рассказывает притчу о блудном сыне (т. е. притчу о всепрощающей любви Отца) (Лк. 15:11–32). Таким образом, Иисус Христос отождествляет Свою деятельность с деятельностью Бога по отношению к грешникам. Иисус действует как тот, кто стоит на месте Бога. Такое отождествление также ярко свидетельствует о ясном понимании Иисусом из Назарета Своего Божественного достоинства.

Итак, из всех перечисленных выше аргументов, мы можем сделать вывод, что после тщательного рассмотрения как отдельных цитат из Писания, так и параллельных мест из Ветхого и Нового Завета, не остается никаких сомнений в том, что учение Церкви о Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа базируется отнюдь не на человеческих измышлениях, как это пытаются представить некоторые нетрадиционные религиозные группы. Учение о том, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Бог, исторически восходит ко времени жизни Господа на земле. Оно вытекает из слов Самого Христа о Себе и о Боге, оно укоренено в Священном Писании и основано исключительно на дарованном нам свыше Божественном Откровении.

Руководитель Миссионерского отдела Кировоградской епархии,

Священник Андрей Шиманович