Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице на Лк. 12:16-21

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Только что в евангельском чтении мы слышали притчу о неразумном богаче (Лк. 12:16-21). В этой истории рассказывается о человеке, находящемся в более чем стабильном финансовом положении, который совершенно не помышлял о том, что ему когда-нибудь обязательно придётся расстаться со своим имуществом, но который, прикипев всем сердцем к своим сбережениям, думал лишь о том, как бы надёжнее всего сохранить их на долгие годы.

Безусловно, эта назидательная история (как и притча о богаче и Лазаре) во все времена считалась одним из главнейших евангельских текстов, обращающих нас к исследованию вопроса о том, каким должно быть отношение христианина к богатству, о чём мы с вами говорили уже не один раз. Совершенно очевидно, что стремление человека к материальной стабильности, к обеспечению себя и своей семьи всем необходимым для полноценной и даже комфортной жизни является абсолютно нормальным. Как пишет апостол Павел, «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Но, с другой стороны, ситуация, при которой человек всё своё время и все свои Богом данные таланты использует только лишь для того, чтобы непрестанно увеличивать своё материальное состояние, не гнушаясь при этом никакими, даже очевидно аморальными методами, конечно же, является далёкой от нормы с точки зрения христианских морально-этических стандартов. Если Бог благословляет трудолюбивого человека успехом в финансовой сфере, то такому человеку нужно постоянно держать перед своим мысленным взором золотые слова царя Давида, который обращается к нам со следующим призывом: «Когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца» (Пс. 61:11). Но если это всё-таки происходит, то мы можем со всей уверенностью утверждать, что такой человек, буквально зацикленный на непрестанном обогащении, попал в сети страсти сребролюбия, которое проложило путь в его душу, и которое, по апостолу Павлу, есть «корень всех зол…, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Всё это вполне очевидно. Но мне сегодня хотелось бы обратить ваше внимание на два аспекта, которые тесно связаны с сегодняшним евангельским чтением, но на которые, к сожалению, крайне редко обращают внимание христианские проповедники.

Первое. Ни в одной другой евангельской истории нет такого изобилия притяжательных местоимений «мой», «моё», «мои» и т. д. Обратим внимание: «Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? … сломаю житницы мои…, и соберу туда весь хлеб мой и все добро моё, и скажу душе моей…» и т. д. Говоря иными словами, этот богач горд за себя, над ним нет господина, кроме него самого, и он сам чувствует себя хозяином своей судьбы. Т. е. всё его мировоззрение вращалось вокруг «себя любимого», и мы не видим ни единого намёка, даже помысла о том, что эти несметные сокровища, которые он стяжал, могли бы хоть в чём-то послужить другим людям, нуждающимся в помощи.

Поэтому кроме примера чрезвычайного сребролюбия и жадности, герой сегодняшнего евангельского повествования предстаёт перед нами ещё и как пример крайнего эгоцентризма и себялюбия. Он не видит ничего и никого, кроме себя самого. И в связи с этим мне хотелось бы отметить, что такую зацикленность на себе самом, часто приходиться наблюдать даже у верующих, церковных людей, которые совершенно не отдают себе в этом отчёта, думая при этом, что делают всё правильно в своей духовной жизни.

Речь идёт о тех людях, которые готовы, буквально, часами пространно рассуждать о своих «духовных проблемах», говоря: «Я так нагрешил, …у меня такие искушения, …мною так одолели страсти, …мне так невыносимо от моей греховности и от бесовских нападений…» и т. д. И при всём том, что внешне это выглядит как вполне себе благочестивая работа над собой, на самом деле человек даже не замечает, что главным объектом его духовного взора, его исканий, его устремлений является он сам. Говоря иными словами, это духовное самолюбование и самоуслаждение, которым не должно быть места в жизни христианина.

Но мы должны понять, что по-настоящему христианская жизнь – это, конечно, и борьба с грехами, и внимательное отношение к своим делам, словам и мыслям, но в большей степени это всё-таки стремление к изучению Божьей воли, открытой в Его Слове, и к исполнению Его воли в своей жизни, а также служение ближним, окружающим нас людям, умение быть полезным для тех, кто в этом нуждается, умение положить свои Богом данные таланты на благо других людей. Жертвенность и самоотдача – это то, что совершил Христос ради нас, а значит это то, что мы должны совершать ради Него. Вспомним слова Спасителя, сказанные по этому поводу: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26-28).

И второй момент. Сегодняшний текст о материальных благах побуждает нас поразмышлять об одной очень небезынтересной теме, которую почти никогда никто не рискует поднимать в церковной среде, но которая имеет непосредственное отношение к разговору о деньгах, о стремлении обладать ими в неограниченных количествах – это тема, касающаяся такого пагубного и, увы, всегда актуального социального явления как взяточничество и коррупция.

Точно так же, как сребролюбие, как мы увидели из священного Писания, является корнем всякого зла для каждого отдельного человека, точно так же взяточничество и коррупция являются источником неистребимого зла для любого государства и любой общности людей. Кто-то может сказать, что это не та тема, на которую должен обращать своё внимание христианский проповедник, что нужно возвысить свой ум к Богу и проповедовать о Царстве Божьем, а не о земных предметах и явлениях и т. д. Но в таком случае, мы вынуждены будем признать, что большое количество ветхозаветных праведников, пророков тоже были не правы, ибо они, ничего и никого не боясь, активно обличали такое явление, как взятки. И именно к их голосу я предлагаю вам прислушаться сегодня.

Пророк Аввакум в 1-й главе своей книги с горечью восклицает: «Закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1:4). О том же самом сказано и в Книге Притчей: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Прит. 17:23). Т. е. по словам и Аввакума, и автора Книги Притчей, которым по традиции считается Соломон, суд превращается в насмешку над подлинным правосудием, когда сильные мира сего сильны ещё и над тем, чтобы суд выносил то или иное удобное и выгодное им решение.

Пророк Михей в своей библейской книге сетует на наличие той же проблемы в его время: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих. 7:2-3). Разве это не грозный приговор судебной системе того времени, который озвучивает Божий пророк? И разве эти слова древнего пророка не актуальны в нашем современном обществе?

Господь Бог, устами великого пророка Исайи говорит: «Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:23). Т. е. те судебные дела, которые касаются защиты нужд обездоленных людей, представителей самой незащищённой социальной группы – вдов и сирот, не являются приоритетом для судей и отнюдь не привлекают их внимания. Почему? Ответ прост: потому что с этой социальной категории людей попросту нечего взять.

Однако не стоит обольщаться. Коррупционер и взяточник, конечно же, может на краткое время обеспечить себя достатком и материальным благополучием за счёт щедрых подношений и подарков. Однако в долгосрочной перспективе ничего хорошего его не ждёт, ибо Господь однозначно и недвусмысленно обещает «горе тем…, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!» (Ис. 5:22-23). И, как показывает история, возмездие ещё в этой жизни очень часто настигает тех, кто пренебрегает подобными предупреждениями от Бога, насмехаясь над грозными увещаниями и живя так, как если бы Бога не было вовсе.

Существует множество других библейских текстов на эту тему. Например, сыновья пророка Самуила, ставшие судьями после того, как Самуил состарился, «не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно» (1 Цар. 8:3). Волхв Симон имел намерение за взятку получить от апостолов дар Святого Духа (см. Деян. 8:18-20). В конце концов, именно за взятку в 30 сребренников Иуда предал Христа и тем самым совершил одно из величайших злодеяний в истории человечества.

И поэтому всем нам необходимо прийти к глубокому пониманию того, что все попытки построить как своё собственное благополучие, так и будущее всей страны, не отказавшись от такого скорбного явления как коррупция, обречены на провал. Это – ржавчина, разъедающая все социальные структуры и институты, в которые она проникает, и это – смертоносный яд, который отравляет все изначально благие намерения и инициативы.

Судья, который верит в Бога, должен осуществлять свою непосредственную деятельность, всегда помня о Христе как о праведном и нелицемерном Судье, Который некогда придёт беспристрастно и объективно судить весь род человеческий, и именно с Него каждый представитель сферы юриспруденции обязан брать пример. Учитель в школе или преподаватель в вузе должен всегда иметь для себя примером нашего главного Учителя, Иисуса из Назарета, Который не только оставил после Себя сумму теоретических знаний о Своём высоком учении, но и показал всем нам пример богоугодной жизни. Представители медицинской сферы, считающие себя верующими людьми, должны всегда помнить о Христе как о выдающемся Враче и Целителе, Который «многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов» (Лк. 7:21), не требуя при этом никакого финансового вознаграждения или материальной благодарности. Говоря иными словами, все мы, в какой бы сфере общественной жизни мы ни осуществляли свою деятельность, должны провозглашать и воплощать в своей жизни радикально иные принципы, чем те, которыми привык жить окружающий нас мир.

Но даже если кто-то из нас тем или иным образом участвовал в коррупции, брал или давал взятки (а это более чем вероятно), тем самым нарушая призыв Бога: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих» (Исх. 23:8), то мы должны осознать, что подобные действия абсолютно никаким образом не соотносятся с Божьим законом и в корне противоречат библейским морально-этическим принципам. Но, несмотря ни на что, никому из нас никогда не поздно с крепкой надеждой и незыблемой верой обратиться к Богу с просьбой о Его милости, снисхождении и прощении, ибо, как пишет пророк Иеремия, «милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро» (Плач Иер. 3:22-23).

 

6 декабря 2015 г.,

Неделя 27-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович