Проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице на Кол. 3:12-16

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, перед чтением рядового воскресного Евангелия, мы слышали отрывок из 3-й главы Послания апостола Павла к Колоссянам, где, в частности, сказано следующее:

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:12–16).

Во-первых, отметим для себя, что Павел обращается к членам колосской общины, используя три эпитета, которые до этого применялись исключительно по отношению к представителям израильского народа: «избранные» (ибо израильский народ был народом богоизбранным), «святые» (по-еврейски – «кадош», означает «отделённый», «обособленный» и «изъятый» из какой-либо среды) и «возлюбленные» (ибо Бог возлюбил Израиль на фоне всех остальных народов). Но почему Павел это делает? Ответ прост: апостол сознательно стирает существовавшую прежде границу между Божьим народом и всеми остальными этническими общностями людей. Отныне, после Воплощения Сына Божьего, всё это уже не имеет значения. После распространения Евангелия по всему цивилизованному миру, разговоры о более благоприятном происхождении или о принадлежности к более любимому Богом народу навсегда утрачивают свою актуальность и своё право на существование. Отныне все народы равны перед Богом и, как сказал апостол Пётр в Книге Деяний, «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35).

Во-вторых, апостол перечисляет очень хорошо знакомые и привычные для всех христиан качества, которые мы должны взрастить в себе, а именно, «милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». Казалось бы, здесь всё очевидно и какие-либо комментарии излишни. Однако проблема заключается в том, что многие аскетические и нравственные термины в современном церковном лексиконе нередко бывают искажены и наполнены новым, несвойственным им изначально смыслом. Если мы сегодня слышим о смирении, то нас нередко пытаются убедить в том, что смиренный человек это якобы тот, кто едва осмеливается оторвать глаза от земли, говорит елейным молитвенно-мечтательным полушёпотом, боится проявлять какую-либо инициативу, не говоря уже о том, чтобы твёрдо высказать своё личное мнение по тому или иному актуальному вопросу. Если мы слышим о кротости, то чаще всего речь идёт отнюдь не о человеке, научившемся укрощать свои страсти, а о какой-то надломленной, запуганной личности, боящейся всех и вся. Но мы должны понять, что быть добросердечным, например, отнюдь не значит быть не в меру сентиментальным. Быть добрым и милосердным к людям, вовсе не означает быть безвольным или бесхарактерным. Кротость не является синонимом слабости, а смирение абсолютно не подразумевает постоянного самобичевания и отсутствия уважения к себе.

В-третьих, после перечисления необходимых для христианина добродетелей, Павел призывает колосских христиан снисходить друг ко другу, «прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13). Т. е. мы видим, что главной причиной, по которой мы просто обязаны примириться со всеми, кто по тем или иным причинам не в ладах с нами, заключается в том, что мы, как христиане, сами являемся теми, кого Бог призвал в Свою Церковь не в лучшем нравственном состоянии, кого Бог принял, отмыл и простил, несмотря на все наши многочисленные несовершенства и греховные навыки. Именно поэтому апостол Павел в 4-й главе своего Послания к Ефесянам ещё 2 тысячи лет назад оставил нам похожий призыв, актуальный для всех времён и народов: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Вряд ли можно найти лучшее побуждение к прощению ближнего, чем приведённые стихи. «Как Христос простил вас, так и вы». Но что имеет в виду Павел? Как именно Христос простил нас? Полностью и безоговорочно, и, что самое главное, без всякого на то основания.

В-четвёртых, в 14-м стихе мы встречаем призыв апостола облечься в любовь, которая, по Павлу, есть «совокупность совершенства». Об этом можно говорить бесконечно. Скажу лишь то, что слово, которое использует Павел, и которое в русском библейском тексте переведено как «облекитесь», означает то, что мы должны, буквально, закутаться в любовь, покрыть ею все те добродетели, которые мы, по идее, уже должны были бы стяжать до этого, чтобы именно любовь зафиксировала, скрепила и надёжно соединила в душе каждого из нас всю совокупность христианских качеств и добродетелей примерно таким же образом, каким цемент соединяет отдельные кирпичи в одной крепкой стене.

И, наконец, в-пятых, в последнем 16-м стихе мы видим призыв: «Слово Христово да вселяется в вас обильно». Из этих слов мы видим следующее: то, чем наполнялись души христиан в основанных Павлом общинах, имело для апостола принципиально важное значение. Он не призывает христиан назидать друг друга какими-то полумифическими рассказами, едва ли имеющими какое-либо отношение к объективной реальности. Он не призывает передавать из уст в уста рассказы о каких-то сомнительных чудесах, видениях и откровениях. Животворящее и всегда актуальное Слово Христа – вот то, что должно обильно заполнять души верующих людей, как сосуды. И в связи с этим, окончить сегодняшнюю нашу беседу мне бы хотелось Божьим призывом к изучению Его Слова из ветхозаветной Книги Иисуса Навина, где Господь обращается, по сути, к каждому из нас: «Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1:8).

 

31 января 2016 г.,

Неделя 35-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович