Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице на Мф. 19:16-26

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 19:16-26) рассказывается о молодом человеке, который подошёл к Спасителю и спросил Его о том, что нужно сделать для того, чтобы наследовать жизнь вечную. После того, как Христос озвучил основные заповеди Декалога, а юноша признался в том, что всё это он тщательно исполняет с юных лет, Господь чрезвычайно повышает нравственную планку и говорит молодому человеку, что если тот желает достичь духовного совершенства, то должен, ни много ни мало, расстаться со своим богатством, раздав его бедным. Конечно, такой призыв Спасителя немало опечалил юношу, ищущего спасения своей души и бывшего далеко не бедным человеком.

И в контексте этой истории мне бы хотелось посвятить сегодняшнюю проповедь более детальному рассмотрению вопроса о том, что же такое вечная жизнь, достичь которой так хотелось главному герою сегодняшнего евангельского повествования.

Прежде всего следует отметить то, что в сознании многих верующих людей вечная жизнь представляется чем-то таким, что начинается сразу же и исключительно после жизни земной. Люди примерно представляют себе это так: человек умирает, его временная жизнь прекращается, и этот самый момент является началом жизни вечной, примерно, как если бы человек вышел из одной комнаты, захлопнул за собой дверь, и оказался в новом помещении. Однако, как мы с вами сейчас увидим, подлинное учение Церкви, озвученное устами древних святых отцов и великих христианских мыслителей, заметно отличается от расхожего и распространённого представления людей о том, чем же является вечная жизнь по своему существу.

Оказывается, жизнь вечная – это то, к чему мы можем и должны приобщиться, ещё живя в теле. Жизнь вечная не наступает после временной жизни, но постепенно вызревает и раскрывается в глубинах человеческого естества, облагораживая и освящая временную жизнь того человека, который своим духовным усердием и ревностью по Богу соделал себя достойным принятия этого величайшего Божественного дара.

Для подтверждения и детального раскрытия этой идеи необходимо привести хотя бы несколько мыслей выдающихся православных богословов, которые уделили немало внимания рассмотрению этого важнейшего вопроса. Так, выдающийся византийский богослов-мирянин XIVв. св. прав. Николай Кавасила (+1398) писал по поводу нашей сегодняшней темы следующие слова: «Жизнь во Христе зарождается и начинается ещё в настоящей жизни, но достигает совершенства и полноты только в жизни будущей».

Архиепископ (впоследствии патриарх) Сергий (Страгородский) (+1944) в своём основном богословском труде под названием «Православное учение о спасении» писал следующие слова: «Получить вечную жизнь не значит перейти из одной области в другую, о значит приобрести известное душевное расположение. Вечная жизнь, таким образом, не получается, а постепенно растёт в человеке».

Профессор СПбДАиС С. М. Зарин (+1935) в своём основном труде под названием «Аскетизм по православно-христианскому учению» писал: «Вечная жизнь не получается христианином лишь в загробной жизни…, а постепенно органически растёт и развивается в нём самом ещё в земной жизни. …Зародившись в духе христианина, вечная жизнь в течение его земной жизни постепенно зреет и в мере зрелости своей переходит в мир загробный. На земле она (вечная жизнь) не видна, зарыта, то нестроением внешней жизни, то борьбами внутренними; но всё-таки зреет под прикрытием сей невидимости. А в царстве славы эта вечная жизнь уже воссияет в светлости своей».

Дать чёткое и исчерпывающее определение того, что же такое вечная жизнь – невозможно в принципе. Главными причинами этого являются, с одной стороны, величие, необъятность и непостижимость самого рассматриваемого понятия, и, с другой стороны, скудость, несовершенство и ограниченность человеческого языка, едва ли способного выразить внутреннюю суть тех понятий, которые имеют отношение к неземной, Божественной реальности.

Здесь можно провести наглядную аналогию: дать определение вечной жизни так же сложно, как и дать определение тому, что такое любовь. Едва ли найдётся человек, который никогда в своей жизни не испытывал этого чувства. Однако до сих пор, несмотря на многие поколения выдающихся, талантливейших представителей рода человеческого – поэтов, философов и мыслителей, воспевавших это прекрасное чувство – чёткого, универсального и общепринятого определения того, что же такое любовь, так и не было дано.

Даже величайший мыслитель в истории христианства, стоявший у истоков Церкви и как никто другой повлиявший на становление всех аспектов христианского богословия, святой апостол Павел, в своём т. н. «гимне любви» (см. 1 Кор. 13:4-8) описывает лишь свойства этого великого чувства, способы его влияния на человека, его характерные свойства и признаки, но даже учёнейший и мудрейший апостол Павел затрудняется дать исчерпывающее объяснение и определение того, чем же является любовь по существу.

То же самое касается и попыток определить, чем является вечная жизнь. Эти попытки изначально обречены на провал, ибо всё, что касается потусторонней реальности – это, скорее, сфера вопросов, нежели ответов, и догадок, нежели однозначных утверждений.

Однако, с другой стороны, было бы неоправданным преувеличением сказать, что мы совершенно ничего не знаем о том, что такое жизнь вечная. Господь Иисус Христос, образно выражаясь, всё-таки немножко приоткрыл перед нами эту завесу и дал нам некоторую информацию о сути этого явления: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Т. е. главное содержании вечной жизни, её стержень и её ядро, заключается в знании Единого Истинного Бога и Его Единородного Сына. Именно поэтому выдающийся православный богослов ХХ в. о. Александр Шмеман (+1983), размышляя над этой темой в своих нашумевших «Дневниках», писал: «Иногда краешком души чувствуешь, что да, жизнь вечная – в знании и созерцании Истины и ни в чём другом, ибо знание Истины и есть общение с Богом и единство с Ним».

И поэтому, подводя итог нашей сегодняшней беседе и суммируя всё вышесказанное, нужно сделать особый акцент на следующем: когда мы говорим о вечной жизни, мы говорим не столько о бесконечно длящейся жизни, наступающей после жизни земной, не столько о её продолжительности, сколько о новом качестве жизни человека ещё здесь, на земле. Если человек опытно пережил в своей жизни присутствие Всевышнего и ощутил на себе прикосновение Божественной реальности, то его жизнь уже никогда не будет такой, как прежде, но, будучи опалённой Божественной благодатью, она всегда будет нести на себе печать этого Небесного прикосновения.

Человек, который реально ощутил, что Бог изымает его из мирской суеты и стихий мира сего, который опытно пережил Божий призыв в своей душе и откликнулся на этот призыв всем своим естеством, может внешне ничем не отличаться от своих друзей, коллег, родственников и соседей. Но глубокое внутреннее перерождение, некогда совершившееся с ним, уже никогда не оставит человека таким, каким он был до этого. Потому что отныне он – призванное и усыновлённое дитя Божье, отныне он – приобщён к вечности, ещё находясь в теле, отныне он – гражданин Небесного Царства, странствующий в этой временной жизни и тоскующий по истинному Отеческому Дому.

И завершить сегодняшнюю проповедь было бы уместно прекрасными словами одного из величайших святых ХХ в. прп. Силуана Афонского (+1938), который говорил: «Блаженна душа, познавшая Творца и возлюбившая Его, ибо она упокоилась в Нём совершенным покоем».

 

23 августа 2015 г.,

Неделя 12-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович