Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня как воспоминание Голгофы

- отец Андрей, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о тех исторических событиях, которые легли в основу праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

 

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня уходит в глубину веков и является, по сути, воспоминанием трех значимых событий, произошедших с I по VII вв. нашей эры.

Во-первых, в этот день все православные христиане вспоминают событие, произошедшее в 326 г. н. э., когда мать римского императора Константина Великого Елена нашла на окраинах Иерусалима тот самый Крест, на котором был распят наш Спаситель и Господь Иисус Христос.

Важно отметить, что найдены были все три креста, о которых сказано в Евангелии (см. Ин. 19:18), и, следовательно, необходимо было выяснить, какой из них является тем самым Крестом, на котором распростер Свои пречистые руки Христос-Спаситель.

Для этого все три креста начали поочередно прикладывать к больной женщине, а по другим сведениям – к усопшему человеку. Не столь важно, какая из версий более точно описывает подробности событий, происшедших в 326 г., однако совершенно очевидно одно: через дошедшие до нас сквозь века обрывки информации мы можем с уверенностью сказать, что обретение Креста Господнего сопровождалось сверхъестественными и неподдающимися рациональному объяснению знамениями и чудесами.

Во-вторых, этот праздник является напоминанием о том, как во времена выдающегося Византийского императора Ираклия (610–641) Крест Христов в 633 г. был возвращен в на Святую Землю, после того как в 609 г. он был захвачен войском персидского царя Хосрова ІІ. Пробыв в плену у персов 14 лет, благодаря мужеству византийской армии и личным стратегическим талантам императора Ираклия, Крест Христов был торжественно возвращен в Иерусалимский храм Воскресения Христова.

В-третьих, и это наиболее важная и значимая сторона праздника Воздвижения Креста, в этот день мы еще раз вспоминаем и переосмысляем те события, которые произошли на Голгофе около 30 г. н. э., когда наш Спаситель и Господь Иисус Христос совершил то, ради чего Он пришел на землю – принес Себя в Жертву за грехи и беззакония всего мира, и за каждого из нас в отдельности.

Когда мы говорим, что Христос умер за наши грехи, то обычно имеем в виду нечто возвышенное и абстрактное. Однако в этот день мы должны понять, что на крест Христа привели именно те поступки Его современников, которые каждый из нас привык совершать в повседневной жизни, даже не замечая их. Когда Иисус из Назарета шел на крест, Он шел израненный грехами, общими для всего человечества – жадностью (Иуда), трусостью (предательство Петра), амбициями и гордыней (книжники и фарисеи). Кто из нас может с полной уверенностью сказать, что он избавлен от этих пороков и страстей?

Из всех аспектов праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста именно Голгофские события двухтысячелетней давности представляются мне наиболее важными, и именно они должны приковывать к себе все наше внимание. Ведь для истинного христианина нет более значимых событий в истории человечества, чем события Распятия Христа и Его преславного Воскресения из мертвых, которое произошло на третий день после этого величайшего унижения в истории.

И для каждого христианина воспоминание о Кресте – это воспоминание не просто об одном из орудий казни в Римской империи, но о Божьем Жертвеннике и символе нашего спасения, через Который нам оказана величайшая милость и даровано прощение грехов, через Который все зло мира – предательство, ненависть и жестокость обрушились на Того, Кто воплощал в Себе Божью любовь.

И воспоминание о Распятии Христовом должно взрастить в наших душах чувство благодарности Спасителю за Его благоволение к нам. А эта благодарность, в свою очередь, должна выражаться не просто в словесном исповедании себя христианином, а в тщательном и планомерном построении своей жизни в соответствии с Евангелием Христовым, чтобы на нас исполнялись не слова пророка Исайи, где сказано: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13), а слова нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Который сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23).

 

- Каково значение этого праздника для современного православного христианина? Какую практическую пользу для духовной жизни несет в себе этот праздник?

 

Значение этого праздника чрезвычайно велико. Воздвижение Креста это своего рода символ торжества христианства в Римской империи после трехсотлетнего периода кровавых гонений на Церковь.

В одной из своих проповедей протоиерей Александр Мень проводит интересную параллель между 300-летним пребыванием Креста Христова под спудом, т. е. когда он был утрачен и пребывал в забытьи, и Церковью Христовой, которая также 300 лет пребывала в катакомбах по причине гонений со стороны Римской империи, где доминировало язычество. И торжество Креста Господнего примерно совпало с приобретением христианством статуса законной религии Римской империи, что было закреплено т. н. Миланским эдиктом (313 г.) царя Константина, сыном царицы Елены, нашедшей Крест Христов (326 г.).

Воздвижение Креста – это напоминание о том, что христианство восторжествовало и покорило древний мир потому, что это отнюдь не продукт человеческой мысли и не выдумка изощренных философов, но потому что христианство – это вечная истина, раз и навсегда данная людям Самим Богом.

Проанализируйте сами те условия, в которых христианству пришлось пройти период становления и утверждения. Основоположника новой религии, Иисуса из Назарета, умертвили самой позорной казнью в Римской империи. Одиннадцать из двенадцати Его ближайших учеников, т. е. апостолов, также погибли насильственной смертью. Всех остальных учеников Христа в течение 300 лет так же беспощадно гнали, преследовали, жестоко мучили и беспощадно умерщвляли. Казалось бы, христианство обречено на погибель! Но что же мы видим в результате? А мы видим то, что, несмотря на все эти попытки задавить, уничтожить новое религиозное течение в самом его начале, эти попытки не увенчались успехом. Христианство не только выжило, не только встало на ноги, но оно покорило себе миллионы людей, а впоследствии стало колыбелью как западной, так и восточной цивилизаций.

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня каждый из нас должен сфокусировать свое внимание на Распятом Христе и задать себе несколько простых, но очень важных вопросов: а является ли для меня Христос моим подлинным Учителем? Достаточно ли я хорошо знаю всю жизнь Христа от Вифлеемских яслей до Его Воскресения из мертвых? Достаточно ли я хорошо знаю все то, что Он говорил, чему Он учил и как Он жил? И я думаю, что при честном ответе на эти и подобные им вопросы мы вынуждены будем признать, что Евангелие и Новый Завет в целом – не самые популярные книги среди тех, кто называет себя последователем Христа, т. е. христианином. И, кроме того, что еще более парадоксально, Христос, чье Распятие мы вспоминаем на праздник Воздвижения Креста Господня, – не самая популярная Личность среди наших современников, даже среди тех, кто носит нательный крестик.

Поэтому праздник Воздвижения может и должен подвигнуть нас к более тесному знакомству с жизнью Христа, с Его учением и с письмами его ближайших апостолов, которые вошли в корпус Нового Завета. Ведь только на страницах Священного Писания Нового Завета мы можем встретиться с этой потрясающей Личностью, Иисусом из Назарета, Который навсегда изменил ход мировой истории, а также возродил к вечной жизни множество человеческих душ.

Как пишет один из ведущих библеистов современности, Джеймс Данн, «Новый Завет – и это простой и непреложный факт – единственный из имеющихся в нашем распоряжении подлинный источник сведений по истории этого периода, периода наивысшего Божественного Откровения, единственный канал, по которому мы можем проникнуть к этой критической точке, к кульминационному моменту в истории Спасения».

 

- Стоит ли в этот день идти в храм? И вообще насколько это важно и необходимо для современного верующего человека регулярно посещать храм?

Приходить в храм нужно в любой день, когда Церковь Христова совершает воспоминание значимого для нее события или из Священной Истории Нового Завета, или из истории Церкви. Если же у человека нет внутреннего душевного побуждения к тому, чтобы участвовать в приходской жизни, в Таинствах Церкви, то в таком случае нужно разобраться в причинах такого растождествления себя с Матерью-Церковью, а также напомнить самому себе прекрасные слова свт. Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать, тому Бог – не Отец».

Сегодня многие люди, особенно молодежь, искренне соглашаются с широко растиражированным мнением о том, что Церковь и активная приходская жизнь якобы обедняет, сужает жизнь человека, лишая его простых житейских радостей, и навязывая ему мрачное и безрадостное прозябание в состоянии самоуничижения и надломленности.

Однако данное мнение чересчур поверхностно, несерьезно, и оно не имеет ничего общего с объективной реальностью. Мало кто знает, что именно Христос говорил: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). После одной из проповедей Христос говорит Своим ученикам следующие слова: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11). Апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам пишет: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). А по словам протопресвитера Александра Шмемана «начало ложной религии – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться» ("Дневники. 1973-1983").

На самом деле осмысленное участие в Таинствах Церкви и активная приходская жизнь отнюдь не сужает, не обедняет человеческую жизнь, но только лишь украшает, обогащает и преображает ее, придает ей подлинный смысл, дарует человеку душевный мир и покой, дает ответы на многие вопросы и показывает выход из многих жизненных ситуаций, которые до этого казались тупиковыми и безвыходными.

Ведь именно Основоположник нашей веры, Господь Иисус Христос, и никто другой есть истинный «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), и именно Он, и никто другой, сказал когда-то всем нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28–29).

Само слово «евангелие» (ευαγγελιον) переводится с греческого языка как «благая весть», или, говоря современным русским языком, «хорошая новость». Заметьте, не «злая весть» о скором пришествии антихриста, как это понимается некоторыми современными верующими, а благая весть о приближении Царства Христова и торжестве правды Божией! Разве это не повод для радости, независимо от того, какими повседневными трудностями отягчен каждый из нас?

Поэтому храм Божий, являясь истинным сердцем местной христианской общины, должен занимать особое место в жизни того, кто считает себя последователем Христа, Который говорил: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

 

Беседовала Елена Несен

 "Єлисаветградський тиждень"